Макраме во времена язычества
Декоративные качества плетеных изделий, разнообразие материалов, сравнительная легкость выполнения — все это делает макраме популярным, вызывает интерес к технике плетения, к истории его происхождения и возможностям развития.
А главное то, что этот вид народного творчества не требует какого-либо специального приспособления. Основным «орудием производства» являются умелые руки: плетение осуществляется только на пальцах. Не зря в старину говорили: «Не то дорого, что из красна золота сделано, а то, что добрым мастером сработано».
Исторические находки свидетельствуют о том, что узелковое плетение применяли для самых различных целей во многих древних цивилизациях.
Узоры, выплетенные узлами, нередко воспроизводились затем в камне, дереве, кости, металле. Узлами плелись талисманы, амулеты, которые во времена язычества носили на шее или руке.
Макраме во времена Киевской Руси
Плетение па Руси считалось особым искусством и по значению приравнивалось к умению ковать мечи и строить суда. Узелковое плетение достигло расцвета во время формирования Киевской Руси. Узел воспринимался не просто как сплетение нитей, а выступал символом таких понятий, как жизнь, хлеб, солнце, счастье, любовь. Не перечесть всех профессий, связанных с плетением: торочник (плетение тесьмы), ременник, кнутник, гайтанник, канатник, счальник (соединяющий канаты — профессия сохранилась), броздочник (плетельщик конской упряжи) и многие другие.
О широком распространении узелкового плетения на Руси свидетельствует то, что более сорока ремесел были основаны на нем.
Интерес к плетению как виду рукоделия не ослабевал в течение многих
столетий. В разных странах такое плетение называлось по-разному:
мексиканское кружево, арабское квадратное плетение, плетево, узорочье,
вязь на Руси.